Как победить ФНС на стадии предпроверочного контроля, комиссий и требований

Как победить ФНС на стадии предпроверочного контроля, комиссий и требований

Новости 18.12.2020

Основываясь на своей налоговой практике и опыте работы в структурах ФНС в прошлом, в этой статье я расскажу о стратегиях поведения налогоплательщика на ОСНО, которого вызывают на «комиссии» и предлагают доплатить НДС в бюджет. 

Основываясь на своей налоговой практике и опыте работы в структурах ФНС в прошлом, в этой статье я расскажу о стратегиях поведения налогоплательщика на ОСНО, которого вызывают на «комиссии» и предлагают доплатить НДС в бюджет. 

ЧТО ТАКОЕ ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ

Предпроверочный контроль в настоящее время трансформировался из исключительной функции отдела предпроверочного анализа (ППА) в обязательную ежедневную работу отделов камеральных налоговых проверок (ОКНП) и контрольно–аналитических отделов (КАО). 

Причиной головной боли налогоплательщиков и ужесточения контроля явился программный комплекс АСК НДС-2. Он позволил отслеживать передачу налоговых вычетов по НДС путем построения цепочек взаимоотношений, которые, естественно, «рвутся», формирую так называемые «разрывы» и заставляя инспекторов пополнять бюджет суммами выявленных разрывов.

Данная работа осуществляется КАО, специалисты которых первым делом направляют требования о представлении документов и пояснений по взаимоотношениям с нашим контрагентом – звеном, предшествующим «выгодоприобретателю» по цепочке разрыва. Да ,именно Вы, раз получили «самолетик», в  глазах службы – то лицо, в интересах которого функционирует выявленная цепочка, и именно Вы должны восполнить бюджету не полученные суммы НДС.

Почему с полной уверенностью можно ставить штамп «выгодоприобретатель» на Вас, уже сразу после получения требования? Ответ находим в Письме Министерства Финансов от 3 июня 2016 г. N ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР». Система управления рисками оценивает всех налогоплательщиков и делит их на три категории:

  1. Красные – с высоким налоговым риском, налогоплательщики обладающие признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, не ведут реальную деятельность, не уплачивают налоги;
  2. Желтые –  средний налоговой риск, налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском; 
  3. Зеленые – низкий налоговый риск, плательщики которые ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, обладают соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем.

Результаты оценки используются в предпроверчоном контроле, очередности проведения мероприятий налогового контроля, определении ролей: 

  1. «Выгодоприобретатель» - получатель необоснованной выгоды; 
  2. «Транзитер» - промежуточное звено с минимальными суммами налогов к уплате; 
  3. «Разрывщик» - налогоплательщик, который не уплатил налог.

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ТРЕБОВАНИЕ

При получении требования о представлении документов (информации) необходимо с особым вниманием подойти к подготовке направляемых документов и пояснений по ним. Необходимо проанализировать документы на предмет возможных налоговых рисков, восстановить все обстоятельства сделки:

  • проверить наличие всех документов и подписей;
  • выявить материально ответственных лиц, участвовавших в сделке;
  • проверить соответствие сроков и иных условий выполнения поставки (работ);
  • отследить транспортировку товаров (место оказания услуг);

Порядок и случаи истребовании документов и информации регламентированы статьями 88, 93, 93.1 НК РФ, а форма требования и его обязательные реквизиты – Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ в приложении  №17. Стоит отметить, что нарушения в оформлении требований встречаются очень часто. 

Однако полный отказ от исполнения требования, даже при наличии нарушений, не сулит ничего хорошего налогоплательщику. Но и идти на поводу у налоговой и давать абсолютно весь перечень истребованных документов, отвечать по каждому пункту вопросов не стоит.

Необходимо руководствоваться разъяснениями самих же фискалов. Например, в своем письме ФНС России от 27 июня 2017 г. № ЕД-4-2/12216@ указывает, что при решении вопроса об истребовании документов налоговый орган должен исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Не допускать произвольного истребования документов вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.

Данная позиция поддержана судами: в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 г. N Ф09-535/18 сделан вывод о том, что в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговые органы не вправе истребовать документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке.

В части же информации достаточно указать, что «вся испрашиваемая информация содержится в направленных документах». Не нужно давать налоговикам лишнюю информацию о сделках.

КОГДА ПРИШЕЛ ВЫЗОВ НА «КОМИССИЮ»

После требования обязательно последует уведомление в рамках ст. 31 НК РФ о вызове в налоговый орган для дачи пояснений – это вызов на так называемую «комиссию». Форма и требования к его оформлению содержатся в упомянутом выше приказе ФНС России № ММВ-7-2/628@ в приложении № 2

Главное в этом уведомлении, кроме времени и даты вызова – это описание оснований для вызова. Если они отсутствуют, стоит уточнить путем звонка по указанному номеру телефона или направления письменного ответа с просьбой уточнений и конкретизации уведомления.

В 90 % случаев это вызов на «комиссию» («рабочую встречу» или «совещание»), целью которой является склонение вас к добровольному уточнению налоговой базы в пользу бюджета.

К сожалению, все аргументы на подобных встречах сводятся к негативной характеристике контрагента и тезису «заплати или будет выездная». Встречаются, конечно, некие вариации, но в целом красная линия встречи такова: путем запугивания и очернения контрагента заставить выгодоприобретателя (т.е. Вас) уплатить суммы налога (обычно только НДС).

ПОЧЕМУ «КОМИССИИ» ПО НДС ВНЕ ПРАВОВОГО ПОЛЯ

Письмом ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» были четко обозначены компетенция ФНС и обязательные этапы подготовки и проведения комиссий. При подготовке к ним проводился: 

  • всесторонний анализ имеющихся сведений; 
  • комплекс контрольных мероприятий;
  • и только при наличии обоснованных претензий вызывался плательщик.

Позже, письмом ФНС России от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@, проведение комиссий в соответствии с указанным выше письмом было отменено, а обязанность инспекторов обосновывать конкретными доказательствами выявленные нарушения пропала. Однако появилась возможность строить свою позицию исключительно на догадках и субъективном взгляде на взаимоотношения «выгодоприобретателя», выявленного с помощью ПО «АСК НДС-2», и его контрагента. Таким образом, с 2017 года все проводимые «рабочие совещания» по НДС (ФНС не рискует письменно называть это «комиссией») – вне четкого правового поля.

При этом, «комиссии» очень эффективны: поступление НДС в бюджет растет от года к году значительными темпами,  и за 2019 год прирост составил рекордные 19,1% (4 257,8 млрд. руб.). Кроме того, при добровольном отказе от налоговых вычетов у налоговой службы высвобождается колоссальный человеческий ресурс, который ранее был задействован в процедуре проведения выездных проверок (ВНП). 

Не секрет, что выездная проверка – это достаточно длительный процесс.  Так, если учесть время на подготовку и согласование проверки, в котором задействован инспектора, руководящий состав ОКНП, ППА, взыскания (банкротства) как самой инспекции, так и регионального налогового управления, то общий срок на ВНП с его обжалованием достигает 1,5 – 2 лет.

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВЫЗОВЕ НА «КОМИССИЮ»

Как же вести себя и что делать, если Вы получили вызов на комиссию по НДС? Ниже рассмотрим варианты поведения и возможные результаты.

  1. «Идти и давать все, что просят» – вариант, при котором положительный исход возможен только в случае полной прозрачности и реальности проведенной сделки, а пакет документов изобилуют подробностями, дающими возможность инспекции все сторонне изучить и убедиться в вашей добросовестности. В случае отсутствия указанного и невозможности пояснений обстоятельств сделки инспектора наверняка склонят Вас к добровольной доплате налога.
  2. «Отправлять представителя (налогового юриста) и не ходить руководителю» – плюсом данной стратегии является подмена «объекта» комиссии, на которого она нацелена – директора (собственника). Инспектора уже не смогут создать нервное напряжение у последнего, которое зачастую и рождает у него мысль «лишь бы отстали». Должностным лицам инспекции уже не достаточно отрицательных статистических данных о контрагенте (допущенных им нарушений), сведений о «разрывах» где-то там и в каком то «звене». Кроме того, не любовь фискалов к представителям обусловлена еще и тем, что результат на который они нацелены (добровольная уплата), однозначно не будет достигнута, ведь юрист изначально настроен на отстаивание своей правоты и обладает необходимым опытом для объективной оценки ситуации и перспектив ее развития.
  3. «Не ходить» – вариант, который подходит больше тем, чьи сделки вызывают «значительное число вопросов». Здесь все общение с инспекцией необходимо переводить в дистанционный формат «запрос/ответ/жалоба». Целесообразно создать некую дистанцию, максимально осторожно подходить к направляемым документам и пояснениям. При наличии докучающих звонков и неформальных требований (и даже угроз) – жаловаться в управление ФНС по региону, ЦА ФНС, прокуратуру. В целом, попытаться создать впечатление «сложного» плательщика, с которым добровольное уточнение не пройдет. В большинстве случаев инспектора переключатся на другую жертву.

Выбор стратегии, в зависимости от ее «рискованности» остается за вами. По нашему опыту стратегия № 1 может привести к постоянным «добровольным» доплатам налогов в бюджет несмотря на частые обещания замначальников «не трогать больше». Эффективными являются стратегии № 2 – 3. Но они требуют сильной юридической компетенции юристов и твердости духа у руководителя.

Наконец, стоит отметить, что «комиссии» являются одним из основных этапов предпроверочного контроля, наличие которого является обязательным в процессе согласования и назначения ВНП. Посещение «комиссий» без доплаты налога в бюджет (а иногда и с доплатой) может приблизить ВНП для вашей организации. 

Руководитель налоговой практики 

“Kaminskiy, Stepanov & Partners”                                  

Роман Зуенко



Как победить ФНС на стадии предпроверочного контроля, комиссий и требований

<p> Основываясь на своей налоговой практике и опыте работы в структурах ФНС в прошлом, в этой статье я расскажу о стратегиях поведения налогоплательщика на ОСНО, которого вызывают на «комиссии» и предлагают доплатить НДС в бюджет.  </p> <p> <b>ЧТО ТАКОЕ ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ</b> </p> <p> Предпроверочный контроль в настоящее время трансформировался из исключительной функции отдела предпроверочного анализа (ППА) в обязательную ежедневную работу отделов камеральных налоговых проверок (ОКНП) и контрольно–аналитических отделов (КАО).  </p> <p> Причиной головной боли налогоплательщиков и ужесточения контроля явился программный комплекс <b>АСК НДС-2</b>. Он позволил отслеживать передачу налоговых вычетов по НДС путем построения цепочек взаимоотношений, которые, естественно, «рвутся», формирую так называемые «разрывы» и заставляя инспекторов пополнять бюджет суммами выявленных разрывов. </p> <p> Данная работа осуществляется КАО, специалисты которых первым делом направляют требования о представлении документов и пояснений по взаимоотношениям с нашим контрагентом – звеном, предшествующим «выгодоприобретателю» по цепочке разрыва. Да ,именно Вы, раз получили «самолетик», в  глазах службы – то лицо, в интересах которого функционирует выявленная цепочка, и именно Вы должны восполнить бюджету не полученные суммы НДС. </p> <p> Почему с полной уверенностью можно ставить штамп <b>«выгодоприобретатель»</b> на Вас, уже сразу после получения требования? Ответ находим в <a rel="nofollow" href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199628/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/">Письме Министерства Финансов от 3 июня 2016 г. N ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР»</a>. Система управления рисками оценивает всех налогоплательщиков и делит их на три категории: </p> <p> </p> <ol> <li>Красные – с высоким налоговым риском, налогоплательщики обладающие признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, не ведут реальную деятельность, не уплачивают налоги;</li> <li>Желтые –  средний налоговой риск, налогоплательщики, которые не включены в группы с высоким или низким налоговым риском; </li> <li>Зеленые – низкий налоговый риск, плательщики которые ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, обладают соответствующими ресурсами (активами), а его деятельность <b>может быть проверена плановым выездным налоговым контролем</b>.</li> </ol> <p> </p> <p> Результаты оценки используются в предпроверчоном контроле, очередности проведения мероприятий налогового контроля, определении ролей:  </p> <ol> <li>«Выгодоприобретатель» - получатель необоснованной выгоды; </li> <li>«Транзитер» - промежуточное звено с минимальными суммами налогов к уплате; </li> <li>«Разрывщик» - налогоплательщик, который не уплатил налог.</li> </ol> <p> <b>КАК ОТВЕЧАТЬ НА ТРЕБОВАНИЕ</b> </p> <p> При получении требования о представлении документов (информации) необходимо с особым вниманием подойти к подготовке направляемых документов и пояснений по ним. Необходимо проанализировать документы на предмет возможных налоговых рисков, восстановить все обстоятельства сделки: </p> <p> </p> <ul> <li>проверить наличие всех документов и подписей;</li> <li>выявить материально ответственных лиц, участвовавших в сделке;</li> <li>проверить соответствие сроков и иных условий выполнения поставки (работ);</li> <li>отследить транспортировку товаров (место оказания услуг);</li> </ul> <p> </p> <p> Порядок и случаи истребовании документов и информации регламентированы статьями <a rel="nofollow" href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/d063bb6c0a9ecaf015d02a2e02e66e8d0dd6ba21/">88</a>, <a rel="nofollow" href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/70037e941c811139ea6a204471e1fbdcee8c13f6/">93</a>, <a rel="nofollow" href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/a679d6e95e9ab1393d2a5164a3773ea807d78a40/">93.1</a> НК РФ, а форма требования и его обязательные реквизиты – <a rel="nofollow" href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314075/6139eff0778ad72cc932781444c7ca5076af7cdd/">Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ в приложении  №17</a>. Стоит отметить, что нарушения в оформлении требований встречаются очень часто.  </p> <p> Однако полный отказ от исполнения требования, даже при наличии нарушений, не сулит ничего хорошего налогоплательщику. Но и идти на поводу у налоговой и давать абсолютно весь перечень истребованных документов, отвечать по каждому пункту вопросов не стоит. </p> <p> Необходимо руководствоваться разъяснениями самих же фискалов. Например, в своем письме <a rel="nofollow" href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_220602/">ФНС России от 27 июня 2017 г. № ЕД-4-2/12216@</a> указывает, что при решении вопроса об истребовании документов налоговый орган должен исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. <b>Не допускать произвольного истребования документов</b> вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля. </p> <p> Данная позиция поддержана судами: в <a rel="nofollow" href="http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=AUR&n=190239#028337916943712904">постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 г. N Ф09-535/18</a> сделан вывод о том, что в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговые органы не вправе истребовать документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке. </p> <p> <b>В части же информации</b> достаточно указать, что «вся испрашиваемая информация содержится в направленных документах». Не нужно давать налоговикам лишнюю информацию о сделках. </p> <p> <b>КОГДА ПРИШЕЛ ВЫЗОВ НА «КОМИССИЮ»</b> </p> <p> После требования обязательно последует уведомление в рамках ст. 31 НК РФ <b>о вызове в налоговый орган</b> для дачи пояснений – это вызов на так называемую «комиссию». Форма и требования к его оформлению содержатся в упомянутом выше <a rel="nofollow" href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314075/ffdc3f2a1042c4d5ac05d6b327b67b9702b6f785/">приказе ФНС России № ММВ-7-2/628@ в приложении № 2</a>.  </p> <p> Главное в этом уведомлении, кроме времени и даты вызова – это описание оснований для вызова. Если они отсутствуют, стоит <b>уточнить</b> путем звонка по указанному номеру телефона или направления письменного ответа с просьбой уточнений и конкретизации уведомления. </p> <p> В 90 % случаев это вызов на «комиссию» («рабочую встречу» или «совещание»), целью которой является склонение вас к добровольному уточнению налоговой базы в пользу бюджета. </p> <p> К сожалению, все аргументы на подобных встречах сводятся к негативной характеристике контрагента и тезису «заплати или будет выездная». Встречаются, конечно, некие вариации, но в целом красная линия встречи такова: путем запугивания и очернения контрагента заставить выгодоприобретателя (т.е. Вас) уплатить суммы налога (обычно только НДС). </p> <p> <b>ПОЧЕМУ «КОМИССИИ» ПО НДС ВНЕ ПРАВОВОГО ПОЛЯ</b> </p> <p> <a rel="nofollow" href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150125/">Письмом ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы»</a> были четко обозначены компетенция ФНС и обязательные этапы подготовки и проведения комиссий. При подготовке к ним проводился:  </p> <p> </p> <ul> <li>всесторонний анализ имеющихся сведений; </li> <li>комплекс контрольных мероприятий;</li> <li>и только при наличии обоснованных претензий вызывался плательщик.</li> </ul> <p> </p> <p> Позже, <a rel="nofollow" href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_222539/29bf220576d23d386b0e8f43e68d106505afb8e3/">письмом ФНС России от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@</a>, <b>проведение комиссий в соответствии с указанным выше письмом было отменено</b>, а обязанность инспекторов обосновывать конкретными доказательствами выявленные нарушения пропала. Однако появилась возможность строить свою позицию исключительно на догадках и субъективном взгляде на взаимоотношения «выгодоприобретателя», выявленного с помощью ПО «АСК НДС-2», и его контрагента. Таким образом, с 2017 года все проводимые «рабочие совещания» по НДС (ФНС не рискует письменно называть это «комиссией») – вне четкого правового поля. </p> <p> При этом, «комиссии» очень эффективны: поступление НДС в бюджет растет от года к году значительными темпами,  и за 2019 год прирост составил рекордные 19,1% (4 257,8 млрд. руб.). Кроме того, при добровольном отказе от налоговых вычетов у налоговой службы <b>высвобождается колоссальный человеческий ресурс</b>, который ранее был задействован в процедуре проведения выездных проверок (ВНП).  </p> <p> Не секрет, что выездная проверка – это достаточно длительный процесс.  Так, если учесть время на подготовку и согласование проверки, в котором задействован инспектора, руководящий состав ОКНП, ППА, взыскания (банкротства) как самой инспекции, так и регионального налогового управления, то общий срок на ВНП с его обжалованием достигает 1,5 – 2 лет. </p> <p> <b>СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВЫЗОВЕ НА «КОМИССИЮ»</b> </p> <p> Как же вести себя и что делать, если Вы получили вызов на комиссию по НДС? Ниже рассмотрим варианты поведения и возможные результаты. </p> <ol> <li><b>«Идти и давать все, что просят»</b> – вариант, при котором положительный исход возможен только в случае полной прозрачности и реальности проведенной сделки, а пакет документов изобилуют подробностями, дающими возможность инспекции все сторонне изучить и убедиться в вашей добросовестности. В случае отсутствия указанного и невозможности пояснений обстоятельств сделки инспектора наверняка склонят Вас к добровольной доплате налога.</li> <li><b>«Отправлять представителя (налогового юриста) и не ходить руководителю»</b> – плюсом данной стратегии является подмена «объекта» комиссии, на которого она нацелена – директора (собственника). Инспектора уже не смогут создать нервное напряжение у последнего, которое зачастую и рождает у него мысль «лишь бы отстали». Должностным лицам инспекции уже не достаточно отрицательных статистических данных о контрагенте (допущенных им нарушений), сведений о «разрывах» где-то там и в каком то «звене». Кроме того, не любовь фискалов к представителям обусловлена еще и тем, что результат на который они нацелены (добровольная уплата), однозначно не будет достигнута, ведь юрист изначально настроен на отстаивание своей правоты и обладает необходимым опытом для объективной оценки ситуации и перспектив ее развития.</li> <li><b>«Не ходить»</b> – вариант, который подходит больше тем, чьи сделки вызывают «значительное число вопросов». Здесь все общение с инспекцией необходимо переводить в дистанционный формат «запрос/ответ/жалоба». Целесообразно создать некую дистанцию, максимально осторожно подходить к направляемым документам и пояснениям. При наличии докучающих звонков и неформальных требований (и даже угроз) – жаловаться в управление ФНС по региону, ЦА ФНС, прокуратуру. В целом, попытаться создать впечатление «сложного» плательщика, с которым добровольное уточнение не пройдет. В большинстве случаев инспектора переключатся на другую жертву.</li> </ol> <p> Выбор стратегии, в зависимости от ее «рискованности» остается за вами. По нашему опыту стратегия № 1 может привести к постоянным «добровольным» доплатам налогов в бюджет несмотря на частые обещания замначальников «не трогать больше». Эффективными являются стратегии № 2 – 3. Но они требуют сильной юридической компетенции юристов и твердости духа у руководителя. </p> <p> Наконец, стоит отметить, что «комиссии» являются одним из основных этапов предпроверочного контроля, наличие которого <b>является обязательным</b> в процессе согласования и назначения ВНП. Посещение «комиссий» без доплаты налога в бюджет (а иногда и с доплатой) может приблизить ВНП для вашей организации.  </p> <p> <b>Руководитель налоговой практики  </b> </p> <b> </b> <p> <b> “Kaminskiy, Stepanov &amp; Partners”                                   </b> </p> <b> </b> <p> <b> Роман Зуенко</b> </p> <br> <br> <p> </p> <p class="MsoNormal" style="text-align:justify;text-indent:35.45pt"> <span style="font-size:12.0pt;line-height:107%;font-family:&quot;Times New Roman&quot;; mso-bidi-font-family:&quot;Times New Roman&quot;"> </span> </p>

Публикации

Возврат к списку