Принят «Антимонопольный» Пленум ВС. Поможет ли это бизнесу?
https://www.high-endrolex.com/45

Принят «Антимонопольный» Пленум ВС. Поможет ли это бизнесу?

Новости 23.04.2021

4 марта 2021 г. на заседании Пленума ВС РФ принято Постановление от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства».

Сразу скажем, что ничего революционного в постановлении нет. Но по мнению экспертов, новый документ гораздо более содержательный по сравнению с предыдущим постановлением Пленума ВАС, вышедшим 13 лет назад. В связи с этим, мы предполагаем, что бизнесу станет проще подтвердить добросовестность своего поведения. Давайте посмотрим, почему: 

  • АНТИ - монопольные цены

Ценообразование, удачное или не очень, становится поводом наказать компанию за нарушение антимонопольного законодательства. 

Пленум разъясняет: злоупотреблением можно признать даже установление одинаковой цены или тарифа в пределах различных территорий.

Зато допускаются скидки. Монополист может снижать или повышать цену в зависимости от, например, категории потребителя или объема поставки, и это не будет считаться злоупотреблением.

  • Группы лиц

Сегодня регулярно встречается  практика доказывания наличия сговоров на рынках с участием компаний из одного холдинга, при этом основанием для доказывания ФАС избирает именно формальную принадлежность нескольких лиц к одной группе. И антимонопольщики зачастую не выясняют, была ли вообще у участников холдинга возможность в одностороннем порядке влиять на действия своих «одногруппников».

Пленум разъясняет: норму о группах лиц нельзя применять формально. Когда лицо действует независимо от других членов группы, например, если у других участников нет достаточных правовых и организационных возможностей влиять на него, к нему «может не применяться правовой режим этой группы». 

  • Как не стать картелем

При расследовании картельных сговоров и суды, и антимонопольные органы в большинстве случаев придерживались «тактики выжженной земли», после многочисленных споров преобладающим стал подход, согласно которому для обвинения в картеле достаточно двух-трех косвенных признаков без погружения в экономическую суть вопроса.

Пленум разъясняет: рекомендует судам уделять больше внимания таким вопросам, как наличие объективных экономических причин для того или иного поведения участников рынка. Необходимо точно доказывать, какой именно была договоренность между предполагаемыми участниками картеля, оценивать возможность извлечения ими выгоды и устанавливать причинно-следственную связь между договоренностью и противоправными последствиями.

Проще говоря, Пленум улучшает стандарт доказывания картельных сговоров, от чего участникам рынка в теории должно стать проще подтвердить отсутствие сговора.

  • Защита прав контрагентов 

Монополисты не могут навязывать контрагентам невыгодные условия в договоре: это могут признать недобросовестной конкуренцией. 

Более того, контрагент может пожаловаться на поведение доминирующего субъекта в любой момент: как до заключения договора, так и после. Разрешено ссылаться на антимонопольное нарушение даже в случаях, если договор заключался без возражений. 

  • Можно оспорить договор уже по итогам торгов

Оспорить договор можно даже в случаях, когда он уже исполнен. При этом постановление акцентирует внимание на том, что вопрос о применении последствий недействительности сделки в таких обстоятельствах должен решаться с учетом «социально-экономических интересов государства». Интересно, что носителями подобных интересов во многих случаях будут заказчики, которые сами тоже могут быть участниками антиконкурентных действий и соглашений.
  • Станет ли бизнесу легче? 

По мнению экспертов, новый документ формирует общий подход, который дает возможность собирать и предоставлять доказательства вины по понятным критериям. Поэтому разъяснения пойдут на пользу бизнесменам, которые осмотрительно ведут свои дела.

Жизнь антимонопольщиков могут усложнить и новые правила по доказыванию злоупотребления доминирующим положением на рынке. В пункте 11 нового постановления ВС возлагает на антимонопольные органы доказывание злоупотребления, совершенного в одной из прописанных в ст. 10 Закона «О защите конкуренции» форм. А компании могут выдвигать «разумные оправдания» своих действий и объяснять, почему они не могли привести к ограничению конкуренции. Суд же должен учитывать экономические мотивы, по которым компания совершала те или иные действия.

  • К сожалению

Пленум никак не затронул практику и положения по ст. 9.1 закона о конкуренции, которая и регулирует антимонопольный комплаенс. «Не описаны факторы и обстоятельства смягчения ответственности за нарушения в связи с наличием в компаниях комплаенса. Также нетронутыми остались вопросы административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В этой части продолжит действовать «старое» постановление ВАС.

В юридическом агентстве «Каминский, Степанов и партнеров» оказывается услуга комплексного юридическое сопровождение бизнеса под ключ.

Принят «Антимонопольный» Пленум ВС. Поможет ли это бизнесу?

<p> <span style="font-weight: 400;">Сразу скажем, что ничего революционного в постановлении нет. Но по мнению экспертов, новый документ гораздо более содержательный по сравнению с предыдущим постановлением Пленума ВАС, вышедшим 13 лет назад. В связи с этим, мы предполагаем, что бизнесу станет проще подтвердить добросовестность своего поведения. Давайте посмотрим, почему: </span> </p> <ul> <li><b>АНТИ - монопольные цены</b></li> </ul> <b> </b> <p> <span style="font-weight: 400;">Ценообразование, удачное или не очень, становится поводом наказать компанию за нарушение антимонопольного законодательства. </span> </p> <p> <span style="font-weight: 400; font-style: italic;">Пленум разъясняет</span><span style="font-weight: 400;">: злоупотреблением можно признать даже установление одинаковой цены или тарифа в пределах различных территорий.</span> </p> <p> <span style="font-weight: 400;">Зато допускаются скидки. Монополист может снижать или повышать цену в зависимости от, например, категории потребителя или объема поставки, и это не будет считаться злоупотреблением.</span> </p> <ul> <li><b>Группы лиц</b></li> </ul> <b> </b> <p> <span style="font-weight: 400;">Сегодня регулярно встречается  практика доказывания наличия сговоров на рынках с участием компаний из одного холдинга, при этом основанием для доказывания ФАС избирает именно формальную принадлежность нескольких лиц к одной группе. И антимонопольщики зачастую не выясняют, была ли вообще у участников холдинга возможность в одностороннем порядке влиять на действия своих «одногруппников».</span> </p> <p> <span style="font-style: italic;">Пленум разъясняет</span>: норму о группах лиц нельзя применять формально. Когда лицо действует независимо от других членов группы, например, если у других участников нет достаточных правовых и организационных возможностей влиять на него, к нему «может не применяться правовой режим этой группы».  </p> <ul> <li><b>Как не стать картелем</b></li> </ul> <b> </b> <p> <span style="font-weight: 400;">При расследовании картельных сговоров и суды, и антимонопольные органы в большинстве случаев придерживались «тактики выжженной земли», после многочисленных споров преобладающим стал подход, согласно которому для обвинения в картеле достаточно двух-трех косвенных признаков без погружения в экономическую суть вопроса.</span> </p> <p> <span style="font-weight: 400; font-style: italic;">Пленум разъясняет</span><span style="font-weight: 400;">: рекомендует судам уделять больше внимания таким вопросам, как наличие объективных экономических причин для того или иного поведения участников рынка. Необходимо точно доказывать, какой именно была договоренность между предполагаемыми участниками картеля, оценивать возможность извлечения ими выгоды и устанавливать причинно-следственную связь между договоренностью и противоправными последствиями.</span> </p> <p> <span style="font-weight: 400;">Проще говоря, Пленум улучшает стандарт доказывания картельных сговоров, от чего участникам рынка в теории должно стать проще подтвердить отсутствие сговора.</span> </p> <ul> <li><b>Защита прав контрагентов </b></li> </ul> <b> </b> <p> <span style="font-weight: 400;">Монополисты не могут навязывать контрагентам невыгодные условия в договоре: это могут признать недобросовестной конкуренцией. </span> </p> <p> Более того, контрагент может пожаловаться на поведение доминирующего субъекта в любой момент: как до заключения договора, так и после. Разрешено ссылаться на антимонопольное нарушение даже в случаях, если договор заключался без возражений.  </p> <ul> <li> <p> <span style="font-weight: 700;">Можно оспорить договор уже по итогам торгов</span> </p> </li> </ul> Оспорить договор можно даже в случаях, когда он уже исполнен. При этом постановление акцентирует внимание на том, что вопрос о применении последствий недействительности сделки в таких обстоятельствах должен решаться с учетом «социально-экономических интересов государства». Интересно, что носителями подобных интересов во многих случаях будут заказчики, которые сами тоже могут быть участниками антиконкурентных действий и соглашений.<br> <ul> <li> <p> <span style="font-weight: 700;">Станет ли бизнесу легче? </span> </p> </li> </ul> По мнению экспертов, новый документ формирует общий подход, который дает возможность собирать и предоставлять доказательства вины по понятным критериям. Поэтому разъяснения пойдут на пользу бизнесменам, которые осмотрительно ведут свои дела.<br> <p> <span style="font-weight: 400;">Жизнь антимонопольщиков могут усложнить и новые правила по доказыванию злоупотребления доминирующим положением на рынке. В пункте 11 нового постановления ВС возлагает на антимонопольные органы доказывание злоупотребления, совершенного в одной из прописанных в </span><a href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/851f7a5f6d99da11639600f4c686a2949ab23feb/"><span style="font-weight: 400; text-decoration: underline;">ст. 10 Закона «О защите конкуренции»</span></a><span style="font-weight: 400;"> форм. А компании могут выдвигать «разумные оправдания» своих действий и объяснять, почему они не могли привести к ограничению конкуренции. Суд же должен учитывать экономические мотивы, по которым компания совершала те или иные действия.</span> </p> <ul> <li> <p> <span style="font-weight: 700;">К сожалению</span> </p> </li> </ul> <p> Пленум никак не затронул практику и положения по <a href="http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/b285cec05b4a43dc8fb0d7964edbc2e302c3a29d/"><span style="text-decoration: underline;">ст. 9.1 закона о конкуренции</span></a>, которая и регулирует антимонопольный комплаенс. «Не описаны факторы и обстоятельства смягчения ответственности за нарушения в связи с наличием в компаниях комплаенса. Также нетронутыми остались вопросы административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства. В этой части продолжит действовать «старое» постановление ВАС. <br> </p> <p> В юридическом агентстве «Каминский, Степанов и партнеров» оказывается услуга комплексного <a href="https://ksip.ru/services/yuridicheskoe-soprovozhdenie-biznesa/70/">юридическое сопровождение бизнеса под ключ</a>. </p>

Публикации

Возврат к списку

https://www.high-endrolex.com/45