05
Сентября 2024
Основываясь на своей налоговой практике и опыте работы в структурах ФНС в прошлом, в этой статье я расскажу о стратегиях поведения налогоплательщика на ОСНО, которого вызывают на «комиссии» и предлагают доплатить НДС в бюджет.
Основываясь на своей налоговой практике и опыте работы в структурах ФНС в прошлом, в этой статье я расскажу о стратегиях поведения налогоплательщика на ОСНО, которого вызывают на «комиссии» и предлагают доплатить НДС в бюджет.
ЧТО ТАКОЕ ПРЕДПРОВЕРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
Предпроверочный контроль в настоящее время трансформировался из исключительной функции отдела предпроверочного анализа (ППА) в обязательную ежедневную работу отделов камеральных налоговых проверок (ОКНП) и контрольно–аналитических отделов (КАО).
Причиной головной боли налогоплательщиков и ужесточения контроля явился программный комплекс АСК НДС-2. Он позволил отслеживать передачу налоговых вычетов по НДС путем построения цепочек взаимоотношений, которые, естественно, «рвутся», формирую так называемые «разрывы» и заставляя инспекторов пополнять бюджет суммами выявленных разрывов.
Данная работа осуществляется КАО, специалисты которых первым делом направляют требования о представлении документов и пояснений по взаимоотношениям с нашим контрагентом – звеном, предшествующим «выгодоприобретателю» по цепочке разрыва. Да ,именно Вы, раз получили «самолетик», в глазах службы – то лицо, в интересах которого функционирует выявленная цепочка, и именно Вы должны восполнить бюджету не полученные суммы НДС.
Почему с полной уверенностью можно ставить штамп «выгодоприобретатель» на Вас, уже сразу после получения требования? Ответ находим в Письме Министерства Финансов от 3 июня 2016 г. N ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР». Система управления рисками оценивает всех налогоплательщиков и делит их на три категории:
Результаты оценки используются в предпроверчоном контроле, очередности проведения мероприятий налогового контроля, определении ролей:
КАК ОТВЕЧАТЬ НА ТРЕБОВАНИЕ
При получении требования о представлении документов (информации) необходимо с особым вниманием подойти к подготовке направляемых документов и пояснений по ним. Необходимо проанализировать документы на предмет возможных налоговых рисков, восстановить все обстоятельства сделки:
Порядок и случаи истребовании документов и информации регламентированы статьями 88, 93, 93.1 НК РФ, а форма требования и его обязательные реквизиты – Приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ в приложении №17. Стоит отметить, что нарушения в оформлении требований встречаются очень часто.
Однако полный отказ от исполнения требования, даже при наличии нарушений, не сулит ничего хорошего налогоплательщику. Но и идти на поводу у налоговой и давать абсолютно весь перечень истребованных документов, отвечать по каждому пункту вопросов не стоит.
Необходимо руководствоваться разъяснениями самих же фискалов. Например, в своем письме ФНС России от 27 июня 2017 г. № ЕД-4-2/12216@ указывает, что при решении вопроса об истребовании документов налоговый орган должен исходить из принципов целесообразности, разумности и обоснованности. Не допускать произвольного истребования документов вне рамок проведения налоговых проверок, не обусловленных целями и задачами проводимого налоговыми органами налогового контроля.
Данная позиция поддержана судами: в постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 05.04.2018 г. N Ф09-535/18 сделан вывод о том, что в рамках п. 2 ст. 93.1 НК РФ налоговые органы не вправе истребовать документы (информацию), которые непосредственно не относятся к конкретной сделке.
В части же информации достаточно указать, что «вся испрашиваемая информация содержится в направленных документах». Не нужно давать налоговикам лишнюю информацию о сделках.
КОГДА ПРИШЕЛ ВЫЗОВ НА «КОМИССИЮ»
После требования обязательно последует уведомление в рамках ст. 31 НК РФ о вызове в налоговый орган для дачи пояснений – это вызов на так называемую «комиссию». Форма и требования к его оформлению содержатся в упомянутом выше приказе ФНС России № ММВ-7-2/628@ в приложении № 2.
Главное в этом уведомлении, кроме времени и даты вызова – это описание оснований для вызова. Если они отсутствуют, стоит уточнить путем звонка по указанному номеру телефона или направления письменного ответа с просьбой уточнений и конкретизации уведомления.
В 90 % случаев это вызов на «комиссию» («рабочую встречу» или «совещание»), целью которой является склонение вас к добровольному уточнению налоговой базы в пользу бюджета.
К сожалению, все аргументы на подобных встречах сводятся к негативной характеристике контрагента и тезису «заплати или будет выездная». Встречаются, конечно, некие вариации, но в целом красная линия встречи такова: путем запугивания и очернения контрагента заставить выгодоприобретателя (т.е. Вас) уплатить суммы налога (обычно только НДС).
ПОЧЕМУ «КОМИССИИ» ПО НДС ВНЕ ПРАВОВОГО ПОЛЯ
Письмом ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722 «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» были четко обозначены компетенция ФНС и обязательные этапы подготовки и проведения комиссий. При подготовке к ним проводился:
Позже, письмом ФНС России от 25 июля 2017 г. N ЕД-4-15/14490@, проведение комиссий в соответствии с указанным выше письмом было отменено, а обязанность инспекторов обосновывать конкретными доказательствами выявленные нарушения пропала. Однако появилась возможность строить свою позицию исключительно на догадках и субъективном взгляде на взаимоотношения «выгодоприобретателя», выявленного с помощью ПО «АСК НДС-2», и его контрагента. Таким образом, с 2017 года все проводимые «рабочие совещания» по НДС (ФНС не рискует письменно называть это «комиссией») – вне четкого правового поля.
При этом, «комиссии» очень эффективны: поступление НДС в бюджет растет от года к году значительными темпами, и за 2019 год прирост составил рекордные 19,1% (4 257,8 млрд. руб.). Кроме того, при добровольном отказе от налоговых вычетов у налоговой службы высвобождается колоссальный человеческий ресурс, который ранее был задействован в процедуре проведения выездных проверок (ВНП).
Не секрет, что выездная проверка – это достаточно длительный процесс. Так, если учесть время на подготовку и согласование проверки, в котором задействован инспектора, руководящий состав ОКНП, ППА, взыскания (банкротства) как самой инспекции, так и регионального налогового управления, то общий срок на ВНП с его обжалованием достигает 1,5 – 2 лет.
СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ВЫЗОВЕ НА «КОМИССИЮ»
Как же вести себя и что делать, если Вы получили вызов на комиссию по НДС? Ниже рассмотрим варианты поведения и возможные результаты.
Выбор стратегии, в зависимости от ее «рискованности» остается за вами. По нашему опыту стратегия № 1 может привести к постоянным «добровольным» доплатам налогов в бюджет несмотря на частые обещания замначальников «не трогать больше». Эффективными являются стратегии № 2 – 3. Но они требуют сильной юридической компетенции юристов и твердости духа у руководителя.
Наконец, стоит отметить, что «комиссии» являются одним из основных этапов предпроверочного контроля, наличие которого является обязательным в процессе согласования и назначения ВНП. Посещение «комиссий» без доплаты налога в бюджет (а иногда и с доплатой) может приблизить ВНП для вашей организации.
Руководитель налоговой практики
“Kaminskiy, Stepanov & Partners”
Роман Зуенко